Законодательство о специальных экономических мерах
С 25 июля 2022 года вступили в силу федеральные законы от 14.07.2022 № 272-ФЗ и № 273-ФЗ, которые внесли изменения в правила государственных закупок, включая закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий, при введении специальных мер, связанных с безопасностью государства.
Изменения в правилах закупок
Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» теперь предусматривает, что организации, независимо от формы собственности, не могут отказываться от заключения договоров и государственных контрактов в рамках Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — ФЗ-223) и Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ-44) на поставку товаров, работ, услуг для нужд армии или других операций, связанных с контртеррористической деятельностью, за пределами территории Российской Федерации, в случае введения таких специальных мер.
Несмотря на это, остаются открытыми вопросы о возможности отказаться от поставки из-за объективных причин или предложения заключить контракт по невыгодной для компании цене.
В ФЗ-223 была включена норма, позволяющая государственным заказчикам закупать товары для пополнения запасов вооруженных сил у единственного поставщика. Следует отметить, что такие закупки будут конфиденциальными, а информация о поставленной продукции и поставщике не будет публиковаться. Сами закупки могут быть проведены через направление заявки конкретной компании-производителю, владельцу регистрационного удостоверения на лекарственный препарат или медицинское изделие, или дистрибьютору.
В ФЗ-44 было введено дополнительное основание для изменения действующих контрактов по гособоронзаказу, заключенных в рамках Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», а именно режим мобилизационной экономики. Государственным заказчикам предоставлено право увеличивать или уменьшать количество поставляемой продукции в рамках заключенных контрактов в пределах норм, предусмотренных гособоронзаказом. Также стоимость контракта может изменяться в соответствии с внесенными корректировками.
Федеральным законом от 14.07.2022 № 273-ФЗ внесены поправки в статью 252 Трудового кодекса Российской Федерации. Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия для введения специальных режимов работы производственных предприятий при объявлении мобилизации или других специальных режимов. Формирование порядка и условий привлечения работников к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени, включая ночное время, выходные дни и нерабочие праздничные дни, а также предоставление оплачиваемых отпусков будет осуществляться на уровне Правительства.
Значимость для фармацевтического рынка
Лекарственные препараты и медицинские изделия входят в категорию непродовольственных товаров и могут быть предметом гособоронзаказа. Это означает, что новые требования могут распространяться и на фармацевтические компании. Указанные нормы могут применяться как к закупкам лекарственных препаратов и медицинских изделий, производимых на территории Российской Федерации, так и к импортированным продуктам в зависимости от реальной потребности в лекарствах и медицинских изделиях.
Определение цены на закупаемые лекарственные препараты и медицинские изделия будет происходить на основании актуальных нормативных актов, включая требования по формированию начальной максимальной цены контракта для лекарственных препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП (Приказ Минздрава России от 19.12.2019 № 1064н).
Вопросы компенсации для работников
Сотрудников фармацевтических компаний и фармдистрибьюторов могут привлечь к работе вне рабочего времени. Конкретные меры в сфере занятости будут устанавливаться Правительством Российской Федерации для отдельных организаций, их структурных подразделений и производственных объектов.
Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» предусматривает, что расходы на мобилизационные работы должны быть оплачены государством, а убытки организаций могут быть возмещены в установленном Правительством Российской Федерации порядке, так как компании не могут отказаться от выполнения таких работ (ч.2 ст.9 и ч. 1 ст. 14 ФЗ-31).
Но в п. 2 ст. 14 указанного закона есть и другая позиция: часть расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, не предусмотренных бюджетом, например, затраты на содержание мощностей и объектов, частично загруженных в производстве для выполнения мобилизационных заданий (заказов), может быть возложено на сами компании. В любом случае условия частичного софинансирования затрат на мобилизацию должны быть согласованы с федеральными или региональными властями.
Какие действия необходимы со стороны фармкомпаний
С учетом принятых законов фармацевтическим компаниям целесообразно осуществлять мониторинг на предмет утверждения Правительством РФ специальных экономических мер, которые прямо или косвенно могут оказать влияние не работу компаний. В том числе такие меры могут привести к необходимости корректировки планов производства / планов отгрузок, что скажется на исполнение обязательств компании перед третьими лицами (покупателями / заказчиками контрактного производства).
В целях минимизации рисков возникновения гражданско-правовых рисков поставщикам / производителям лекарств и/или медицинских изделий рекомендуется внести в договоры поставки / контрактного производства условие о возможном изменении сроков производства / поставки в одностороннем порядке при принятии соответствующих специальных экономических мер Правительством РФ, в т.ч. по ранее утвержденным заявкам. Это представляется особенно релевантным для экспортных контрактов.
Компания Д-Фарм поставляет оптом лекарственные препараты, витамины, БАДы, медицинские расходные материалы в аптеки, лаборатории, больницы и клиники ЮФО, Центра России, Урала, Сибири, Республики ДНР, ЛНР.